Варикоцеле

Варикоцеле — это варикозное расширение вен семенного канатика и яичка. Название «варикоцеле» происходит от сочетания двух слов: латинского слова varix, что означает «венозный узел» и греческого слова kele — опухоль, и все вместе значит «опухоль из венозных узлов».

Механизм развития варикоцеле такой же, как и при развитии варикозного расширения вен другой локализации (например, вен нижних конечностей). В основе его лежит нарушение функционирования клапанного аппарата вен. Венозные клапаны-это особые анатомические образования, расположенные на внутренних поверхностях вен, которые обеспечивают кровоток в венах только в одном направлении –в сторону сердца и препятствуют обратному движению крови. Как правило, нарушение нормального функционирования клапанов связано с врожденными особенностями венозной стенки и клапанного аппарата. В подавляющем большинстве случаев (80-90 %) встречается левостороннее варикоцеле. Это связано с особенностями анатомии яичковой вены, которая слева впадает в почечную вену, тогда как правая — в нижнюю полую вену.

Заболевание как правило развивается в подростковом возрасте (14-18 лет), в период, когда   начинается  быстрый рост всех органов и систем. и имеет весьма скудную симптоматику и диагностируется чаще всего случайно при профилактических осмотрах. Единственные жалобы, которые могут предъявлять пациенты с варикоцеле — это несильные тянущие боли в яичке (обычно в конце дня) и пальпируемый «клубок” вен в мошонке при выраженном их расширении.

Согласно классификации, применяемой в отечественной медицине, выделяют три степени варикоцеле: I степень-определяется только при пробе Вальсальвы (при натуживании) в вертикальном положении или при ультразвуковом исследовании;  II степень: расширенные вены хорошо пальпируются, яичко не изменено; III степень: выраженное расширение вен семенного канатика, иногда видимое глазом, яичко уменьшено в размерах, дряблое, то есть имеет место нарушение функции яичка. Кроме того, выделяют три гемодинамических типа варикоцеле, в зависимости от локализации клапанной недостаточности и, как следствие, венозного рефлюкса: I тип, встречающийся в подавляющем большинстве случаев-нарушение оттока по системе внутренней яичковой вены, II тип-нарушение оттока по системе наружной яичковой вены и III тип, при котором имеется сочетание вышеуказанных механизмов.

Несмотря на то, что заболевание редко доставляет физический дискомфорт, варикоцеле является одной из наиболее частых причин мужского бесплодия, поэтому не следует откладывать решение данной проблемы «в долгий ящик», ведь чем раньше будет начато лечение, тем больше надежды на восстановление функции яичка.

Лечение варикоцеле только хирургическое!

В настоящее время наиболее распространены три основные методики лечения варикоцеле.

Операция Иваниссевича (открытая операция), при которой через разрез длиной около 5 см в подвздошной области осуществляется выделение, перевязка и пересечение яичковой вены (внутренней). В большинстве случаев операция Иваниссевича позволяет решить проблему, к ее недостаткам следует отнести довольно большой рубец, вероятность рецидива заболевания и развития осложнений, таких как гидроцеле (водянка яичка).

Лапароскопическая операция – по сути это разновидность операции Иваниссевича, однако выполняется она через «проколы”, вследствие чего отсутствует косметический дефект, значительно менее выражен болевой синдром в послеоперационном периоде, что позволяет пациенту в ближайшее время вернуться к обычному образу жизни, кроме того, использование специального оборудования позволяет более тщательно выделить вену и обеспечить значительно меньший процент рецидивов и осложнений

Операция типа Мармар или микрохирургическая варикоцелэктомия, при которой у корня мошонки выполняется разрез длиной не более 2 см, через который осуществляется доступ к семенному канатику и, используя микрохирургическую технику, перевязываются все, включая самые тонкие, вены с сохранением яичковой артерии, лимфатических сосудов и нервов. Преимущества операции-хороший косметический эффект, почти полное отсутствие рецидивов и развития гидроцеле,  эффективность при любом гемодинамическом типе варикоцеле. Операция может быть выполнена под местной анестезией.

В нашем отделении выполняются все виды операций при варикоцеле, выбор метода осуществляется индивидуально для каждого пациента.